![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Продается замок
Не секрет, что многие уникальные замки Украины находятся сегодня в плачевном состоянии: например, замок в Остроге, замок Острожских в Старом Селе. Тем более обидно, что на наших глазах мы лишаемся страничек нашей истории. Тот же замок Острожских – уникальный пример замка периода Ренессанса на территории Западной Украины – изучается студентами в курсе лекций по истории архитектуры Украины, о нем упоминается в книгах и учебниках по истории архитектуры Украины. Как рассказать тем же студентам, что сегодня от единственного в своем роде замка, башни и стены которого украшала своеобразная "корона" – символ родовитости рода Острожских – остались только разрушающиеся наружные стены?
Мы привыкли восхищаться средневековым наследием Франции, Англии, Германии и Испании и почему-то забываем, что свои собственные памятники взывают к нам о помощи, разрушаясь на глазах. Всего в Украине занесено в Государственный реестр национального культурного наследия и охраняется государством 16 237 памятников архитектуры. Учитывая массовое обветшание большинства памятников, ясно, что государственных средств на реставрацию всего историко-культурного наследия может просто не хватить. Из числа замков, например, повезло замку в Хотине, который совсем недавно был отреставрирован, в неплохом состоянии находится замок в Луцке.
А остальные замки, дворцы, поместья так и остаются "бесхозными", пугая туристов зияющими дырами окон и аварийными стенами. Большинство "бесхозных" замков сегодня пустует: замок в Подгорцах, в Белгороде-Днестровском, да и ряд других. Замок в Подгорцах еще пленяет своей архитектурой, однако обветшалые стены и крохотная музейная экспозиция нивелируют все впечатление от этого уникального памятника. (Вообще-то замок в Подгорцах активно реставрируют – J.)
И вот на фоне отсутствия государственного финансирования разрушающихся замков в прессе появляются статьи о том, а не стоит ли разрешить приватизацию тех объектов, на содержание которых у державы просто нет средств. Определенные пожелания по этому поводу высказывают и коммерческие структуры, для которых офис или гостиница в замке – дополнительное свидетельство процветания и удачная самореклама. Тем более, что и памятникоохранное законодательство практических преград на пути к приватизации памятника практически не устанавливает. Более того: некоторые убеждены, что передача некоторых зданий-памятников в частное владение (при надлежащем надзоре за их эксплуатацией) – это единственный способ их сохранить.
Пока памятники продолжают разрушаться, ситуация с памятникоохранным законодательством продолжает оставаться неопределенной. Закон "Об охране культурного наследия" принят еще в июне 2000 года, а списка памятников, не подлежащих приватизации, до сих пор нет. Согласно законодательству, если приватизация памятника не запрещена, с ним можно поступать, как с любой другой недвижимостью – покупать, продавать, дарить и передавать по наследству.
Не дожидаясь окончательного решения по поводу возможности приватизации памятников архитектуры, некоторые особо активные бизнес-структуры уже начали приватизировать памятники архитектуры в Западной Украине. В газетах писали о скандале в Ивано-Франковске, когда во время реорганизации местного военного гарнизона в числе военныз объектов, переданных Прикарпатской финансовой компании, занимающейся экспортом мяса и энергоносителей, значится дворец основателей города польских магнатов Потоцких. В обмен компания предложила 75 квартир в Коломые. Городские же власти давно ожидали передачи городу построенного в 1682 году дворца, чтобы открыть в нем художественный музей. Разгорелся скандал: "бартер" между военными и бизнес-структурой был опротестован, часть местных депутатов поддержали сделку, мотивируя это отсутствием средств на устройство музея. Прикарпатская финансовая компания, по их словам, обещала вложить в переоборудование дворца под музейно-выставочный и туристический комплекс сумму в 20 млн грн. Дошло до того, что приватизацией дворца Потоцких занялась Генеральная прокуратура. Стремясь замять скандал, новые владельцы подписали соглашение с городскими властями о том, что Прикарпатская финансовая компания отремонтирует дворцовый комплекс за свой счет, часть помещений – ресторан, кинотеатр, гостиница – будет принадлежать компании, а часть – местным музеям.
Проблема "приватизировать или не приватизировать" сегодня сродни гамлетовскому "быть или не быть". С одной стороны, отдельные замки все-таки удается отреставрировать: например, в рамках реализованного в Западной Украине проекта "Золотая подкова", инициатором которого был директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий. С другой, памятники разрушаются быстрее, чем выделяются средства на их реставрацию. В таких условиях появляются желающие продать "ветхую древность" и желающие ее купить, причем цена за замок может быть разной. Например, замок в Новом Роздоле Львовской области, по сообщениям в одной из газет, обошелся покупателю в 460 тыс.грн.
В Западной Европе ситуация с куплей-продажей замков иная. Например, один из старинных средневековых замков Германии продавался за символическую цену – 1 марка, однако покупатель брал на себя обязательства отреставрировать комплекс в самые сжатые сроки, соблюдая при этом реставрационные нормы и памятникоохранное законодательство. Когда покупатель прикинул, во что ему обойдутся реставрационно-восстановительные работы, сумма превысила несколько миллионов долларов… Тем не менее, как видно по отличному состоянию европейских замков, владельцы гордятся ими и ничуть не сожалеют о затраченных средствах.
Здесь уместно упомянуть о том, что мне довелось увидеть в средневековых городах Баварии. Там владение недвижимостью в виде памятника архитектуры – это, прежде всего, национальная гордость и национальное самолюбие. Немец, живущий в собственном старинном замке или в фахверковом доме XV века, любовно ремонтирует свое жилище, причем без напоминания памятникоохранных органов, гордится тем, что он живет именно в таком доме или замке. В своей педантичности иняе немецкие домовладельцы доходят до того, что покупают окна в других странах и привозят из в Германию, потому что в Германии нет именно таких окон, подходящих под средневековые проемы. С другой стороны, частный замок, дом или дворец – это и средство привлечения туристов, следовательно, средство привлечения капитала. Чем интереснее объект, чем больше в нем можно посмотреть – тем больше вероятность привлечения туристов. Именно поэтому частные замки европейских городов, как правило, ориентированы на посещение туристами, а сами владельцы могут там и не жить.
Чаще всего в старинных замках Европы размещают уютные отели, рестораны, казино, музеи и концертные залы. Существует даже специальная Европейская ассоциация отелей и ресторанов, расположенных именно в средневековых замках, куда включены самые привлекательные для туристов и наиболее благоустроенные объекты.
Не знаю точно, включен ли в Европейскую ассоциацию отелей и ресторанов в замках частный замок Харбург в Германии, однако можно сказать с уверенностью, что туристов здесь никогда не становится меньше. Замок настолько ухожен, что просто не верится, что основан он был в XII-XIII веках. Сегодня владельцами замка Харбург являются князь и княгиня Валлерштейн, которые, как говорят, сами не живут здесь, всецело предоставив свою собственность в распоряжение туристов. Замок-форт стоит на горе над городом, носящим то же название. По ровной крутой асфальтированной дорожке вы поднимаетесь к главному входу в замок. Вы проходите через арку, идете вдоль толстых стен, увитых плющом, и оказываетесь в просторном внутреннем дворе, окруженном постройками. Здесь сохранились все жилые здания, воссозданы деревянные оборонные галереи, есть даже свой колодец со вкусной питьевой водой. Туристы могут остановиться в гостинице, перекусить в ресторане, посетить музей и купить сувениры.
После посещения замка Харбург у меня осталось двойственное ощущение: то ли у них в Германии так хорошо сохранились средневековые замки, то ли немцы не любят замков виде руин и педантично восстанавливают их строго в соответствии с первоначальным видом.
Уверена: если отрестварировать украинские замки, открыть в них музеи, организовать экскурсии и устроить небольшие гостиницы – от желающих тоже отбоя не будет. Правда, следует помнить, что владение замком – это не только почетно, но и ответственно. Во-первых, в соответствии с украинским законодательством памятник должен быть восстановлен в точном соответствии с документацией реставрационных институтов, во-вторых, реставрационные работы должны начаться не позднее чем через полгода после покупки недвижимости. Если при восстановлении памятника владелец не будет соблюдать проектные требования, его могут оштрафовать на сумму 1000 необлагаемых налогом минимумов. Если реставрационные работы не начнутся через полгода после покупки, государство имеет право отобрать у владельца здание-памятник в судебном порядке. По закону умышленное искажение облика объекта-памятника, причинение ему вреда наказывается штрафами от 1000 до 10000 необлагаемых налогами минимумов.
Говорят, уже принят закон о временном запрете приватизации памятников архитектуры. Посмотрим, чем это закончится. Хотелось бы только, чтобы реставрацией украинских замков занимались не частные фирмы, не имеющие опыта подобной деятельности, а специалисты-реставраторы, которые знают, как это делать. Благо, искать таких специалистов в Украине не нужно: корпорация "Укрреставрация" уже много десятилетий подряд реставрирует и воссоздает самые разные памятники архитектуры, да и наработки и проектные предложения по реставрации и возможному приспособлению украинских замков в институте "УкрНИИпроектреставрация" уже есть. Но все-таки, чего же нет – может быть, желания?
Автор статьи - Юлия ИВАШКО,
кандидат архитектуры
Не секрет, что многие уникальные замки Украины находятся сегодня в плачевном состоянии: например, замок в Остроге, замок Острожских в Старом Селе. Тем более обидно, что на наших глазах мы лишаемся страничек нашей истории. Тот же замок Острожских – уникальный пример замка периода Ренессанса на территории Западной Украины – изучается студентами в курсе лекций по истории архитектуры Украины, о нем упоминается в книгах и учебниках по истории архитектуры Украины. Как рассказать тем же студентам, что сегодня от единственного в своем роде замка, башни и стены которого украшала своеобразная "корона" – символ родовитости рода Острожских – остались только разрушающиеся наружные стены?
Мы привыкли восхищаться средневековым наследием Франции, Англии, Германии и Испании и почему-то забываем, что свои собственные памятники взывают к нам о помощи, разрушаясь на глазах. Всего в Украине занесено в Государственный реестр национального культурного наследия и охраняется государством 16 237 памятников архитектуры. Учитывая массовое обветшание большинства памятников, ясно, что государственных средств на реставрацию всего историко-культурного наследия может просто не хватить. Из числа замков, например, повезло замку в Хотине, который совсем недавно был отреставрирован, в неплохом состоянии находится замок в Луцке.
А остальные замки, дворцы, поместья так и остаются "бесхозными", пугая туристов зияющими дырами окон и аварийными стенами. Большинство "бесхозных" замков сегодня пустует: замок в Подгорцах, в Белгороде-Днестровском, да и ряд других. Замок в Подгорцах еще пленяет своей архитектурой, однако обветшалые стены и крохотная музейная экспозиция нивелируют все впечатление от этого уникального памятника. (Вообще-то замок в Подгорцах активно реставрируют – J.)
И вот на фоне отсутствия государственного финансирования разрушающихся замков в прессе появляются статьи о том, а не стоит ли разрешить приватизацию тех объектов, на содержание которых у державы просто нет средств. Определенные пожелания по этому поводу высказывают и коммерческие структуры, для которых офис или гостиница в замке – дополнительное свидетельство процветания и удачная самореклама. Тем более, что и памятникоохранное законодательство практических преград на пути к приватизации памятника практически не устанавливает. Более того: некоторые убеждены, что передача некоторых зданий-памятников в частное владение (при надлежащем надзоре за их эксплуатацией) – это единственный способ их сохранить.
Пока памятники продолжают разрушаться, ситуация с памятникоохранным законодательством продолжает оставаться неопределенной. Закон "Об охране культурного наследия" принят еще в июне 2000 года, а списка памятников, не подлежащих приватизации, до сих пор нет. Согласно законодательству, если приватизация памятника не запрещена, с ним можно поступать, как с любой другой недвижимостью – покупать, продавать, дарить и передавать по наследству.
Не дожидаясь окончательного решения по поводу возможности приватизации памятников архитектуры, некоторые особо активные бизнес-структуры уже начали приватизировать памятники архитектуры в Западной Украине. В газетах писали о скандале в Ивано-Франковске, когда во время реорганизации местного военного гарнизона в числе военныз объектов, переданных Прикарпатской финансовой компании, занимающейся экспортом мяса и энергоносителей, значится дворец основателей города польских магнатов Потоцких. В обмен компания предложила 75 квартир в Коломые. Городские же власти давно ожидали передачи городу построенного в 1682 году дворца, чтобы открыть в нем художественный музей. Разгорелся скандал: "бартер" между военными и бизнес-структурой был опротестован, часть местных депутатов поддержали сделку, мотивируя это отсутствием средств на устройство музея. Прикарпатская финансовая компания, по их словам, обещала вложить в переоборудование дворца под музейно-выставочный и туристический комплекс сумму в 20 млн грн. Дошло до того, что приватизацией дворца Потоцких занялась Генеральная прокуратура. Стремясь замять скандал, новые владельцы подписали соглашение с городскими властями о том, что Прикарпатская финансовая компания отремонтирует дворцовый комплекс за свой счет, часть помещений – ресторан, кинотеатр, гостиница – будет принадлежать компании, а часть – местным музеям.
Проблема "приватизировать или не приватизировать" сегодня сродни гамлетовскому "быть или не быть". С одной стороны, отдельные замки все-таки удается отреставрировать: например, в рамках реализованного в Западной Украине проекта "Золотая подкова", инициатором которого был директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий. С другой, памятники разрушаются быстрее, чем выделяются средства на их реставрацию. В таких условиях появляются желающие продать "ветхую древность" и желающие ее купить, причем цена за замок может быть разной. Например, замок в Новом Роздоле Львовской области, по сообщениям в одной из газет, обошелся покупателю в 460 тыс.грн.
В Западной Европе ситуация с куплей-продажей замков иная. Например, один из старинных средневековых замков Германии продавался за символическую цену – 1 марка, однако покупатель брал на себя обязательства отреставрировать комплекс в самые сжатые сроки, соблюдая при этом реставрационные нормы и памятникоохранное законодательство. Когда покупатель прикинул, во что ему обойдутся реставрационно-восстановительные работы, сумма превысила несколько миллионов долларов… Тем не менее, как видно по отличному состоянию европейских замков, владельцы гордятся ими и ничуть не сожалеют о затраченных средствах.
Здесь уместно упомянуть о том, что мне довелось увидеть в средневековых городах Баварии. Там владение недвижимостью в виде памятника архитектуры – это, прежде всего, национальная гордость и национальное самолюбие. Немец, живущий в собственном старинном замке или в фахверковом доме XV века, любовно ремонтирует свое жилище, причем без напоминания памятникоохранных органов, гордится тем, что он живет именно в таком доме или замке. В своей педантичности иняе немецкие домовладельцы доходят до того, что покупают окна в других странах и привозят из в Германию, потому что в Германии нет именно таких окон, подходящих под средневековые проемы. С другой стороны, частный замок, дом или дворец – это и средство привлечения туристов, следовательно, средство привлечения капитала. Чем интереснее объект, чем больше в нем можно посмотреть – тем больше вероятность привлечения туристов. Именно поэтому частные замки европейских городов, как правило, ориентированы на посещение туристами, а сами владельцы могут там и не жить.
Чаще всего в старинных замках Европы размещают уютные отели, рестораны, казино, музеи и концертные залы. Существует даже специальная Европейская ассоциация отелей и ресторанов, расположенных именно в средневековых замках, куда включены самые привлекательные для туристов и наиболее благоустроенные объекты.
Не знаю точно, включен ли в Европейскую ассоциацию отелей и ресторанов в замках частный замок Харбург в Германии, однако можно сказать с уверенностью, что туристов здесь никогда не становится меньше. Замок настолько ухожен, что просто не верится, что основан он был в XII-XIII веках. Сегодня владельцами замка Харбург являются князь и княгиня Валлерштейн, которые, как говорят, сами не живут здесь, всецело предоставив свою собственность в распоряжение туристов. Замок-форт стоит на горе над городом, носящим то же название. По ровной крутой асфальтированной дорожке вы поднимаетесь к главному входу в замок. Вы проходите через арку, идете вдоль толстых стен, увитых плющом, и оказываетесь в просторном внутреннем дворе, окруженном постройками. Здесь сохранились все жилые здания, воссозданы деревянные оборонные галереи, есть даже свой колодец со вкусной питьевой водой. Туристы могут остановиться в гостинице, перекусить в ресторане, посетить музей и купить сувениры.
После посещения замка Харбург у меня осталось двойственное ощущение: то ли у них в Германии так хорошо сохранились средневековые замки, то ли немцы не любят замков виде руин и педантично восстанавливают их строго в соответствии с первоначальным видом.
Уверена: если отрестварировать украинские замки, открыть в них музеи, организовать экскурсии и устроить небольшие гостиницы – от желающих тоже отбоя не будет. Правда, следует помнить, что владение замком – это не только почетно, но и ответственно. Во-первых, в соответствии с украинским законодательством памятник должен быть восстановлен в точном соответствии с документацией реставрационных институтов, во-вторых, реставрационные работы должны начаться не позднее чем через полгода после покупки недвижимости. Если при восстановлении памятника владелец не будет соблюдать проектные требования, его могут оштрафовать на сумму 1000 необлагаемых налогом минимумов. Если реставрационные работы не начнутся через полгода после покупки, государство имеет право отобрать у владельца здание-памятник в судебном порядке. По закону умышленное искажение облика объекта-памятника, причинение ему вреда наказывается штрафами от 1000 до 10000 необлагаемых налогами минимумов.
Говорят, уже принят закон о временном запрете приватизации памятников архитектуры. Посмотрим, чем это закончится. Хотелось бы только, чтобы реставрацией украинских замков занимались не частные фирмы, не имеющие опыта подобной деятельности, а специалисты-реставраторы, которые знают, как это делать. Благо, искать таких специалистов в Украине не нужно: корпорация "Укрреставрация" уже много десятилетий подряд реставрирует и воссоздает самые разные памятники архитектуры, да и наработки и проектные предложения по реставрации и возможному приспособлению украинских замков в институте "УкрНИИпроектреставрация" уже есть. Но все-таки, чего же нет – может быть, желания?
Автор статьи - Юлия ИВАШКО,
кандидат архитектуры
no subject
Date: 2005-06-16 06:01 am (UTC)no subject
Date: 2005-06-16 06:10 am (UTC)Кстати, только разработка проекта (проектная документация) стоит около 100 тыс.грн. Кажись, на Бандинелли именно столько потратили.